About department

History


The history of department begins in 1934 due to opening  Mining and smelting institute there was organized  department of "high mathematics and theoretical mechanics".
The first head of department  in 1934-1935 was  Volovik V.I. Then in 1935 it was Ermek Alimkhan graduate of the Tomsk polytechnical institute. In 1937-1941 and 1943-1952 the department was headed by docent Starkov N. S.


In 1941-43 department was managed by famous scientist, doctor of physics and mathematics sciences, professor Akhiyezer N. I. Continuously department was headed in different years by : in 1952-1962 professor Gorshin S. I., in 1962-1972 – associate professor Haymuldin O. M., in 1972-1979 – docent Kalizhanov U. K., in 1979-2000 – professor Khayrullin E. M.
In 1995 «Applied mathematics» department was opened and headed by doctor of physical and mathematical sciences,  professor Sakabekov A. S. In 1999 the department was taken the status of the releasing department and began preparation in the specialty: "Interdisciplinary applied mathematics".


In July, 2000 «Applied Mathematics» and «High mathematics» departments were integrated into "Mathematics" of Natural and humanitarian institute of al-Mashani. The first head of department became doctor of physical and mathematical sciences, professor Sakabekov A. S.


In 2002-2004 department was managed by doctor of physical and mathematical sciences, professor Tungatarov A. B. and in 2004-2016 professor Satybaldiyev O. S.
At present, chair of the department of «Mathematics» is candidate of physico-mathematical sciences, docent Keltenova R. T.


The department prepared and published textbooks and manuals in kazakh and russian languages, authors such as Satybaldyev O.S., Bozhanov E.T., Khayrullin E.M., E.A. Kasymov, Aubakir S.B., Aidos E.Zh., Haseinov K.A., Zhanbyrbaeva U.B.


The researchal work of department is maintained close contact with ITAM, IKI, ANRK, Kazakh - National University named after Al-Farabi, Lomonosov Moscow State University, Steklov’s Mathematical Institute, Computing Center SB RAS (Novosibirsk), Institute of Applied Mathematics of Keldysh (Moscow). Institute of Problems in Mechanics. Teachers of the department actively make presentations at scientific conferences and international symposiums.


Teachers of the department annually participate in the contest "The best teacher of the year" and win government grants MES. The following teachers were winners: E.A. Kasymov in 2006, Haseinov K.A. - 2005, Aidos E.Zh.- 2006, Otarbayev J.O. - 2006, Satybaldyev O.S. - 2007, Khayrullin E.M.-2009. repeatedly won grants.
In 2007 in the department was opened new specialty 050705 "Computer and Mathematical Modeling". Graduates receive the academic degree of Bachelor of engineering and technology.
Currently the department has 42 teachers, among them: professors – 2, Ph.D., associate professors – 23, PhD, Senior lecturer -2, Senior lecturer without scientific degree -4, lecturers without a degree -4, assistants-7.


Purposes and tasks
The purpose of (5B070500, 6M070500 - "Mathematical and computer modeling" the Bachelor, Master degree) educational programs is training of specialists, who have knowledge and skills on quantitative estimates and developments of management decisions using  mathematical and computer modeling, engineering procedures.
According to mission of 5B070500 "Mathematical and computer modeling" educational program there were formulated purposes:
managerial - increase in effective management of department on the basis of accurate distribution of functions and powers between members of department;
educational - increase in the quality level of patriotic, international, general political, legal, esthetic education, forming of a healthy lifestyle on the basis of carrying out educational work (the edvayzerskikh of hours, educational conversations, actions, etc.);
economic - development of material and technical resources.      

                                                       
Tasks of department: training of the competitive specialists conforming to modern requirements and requests of the labor market and accounting entities, having knowledge and skills of use of technology, innovative methods in modeling and programming.


Mission and strategy
Mission of 5B070500, 6M070500 "Mathematical and computer modeling" (Bachelor, Master degree) educational programs:
The organization of educational process for a cycle of mathematical disciplines in university and formation specialists in "Mathematical and computer modeling", who have knowledge and skills that correspond to requests of the labor market and strategic tasks of innovative development of the Republic of Kazakhstan.  
Strategy of 5B070500, 6M070500 "Mathematical and computer modeling" (Bachelor, Master degree) educational programs:
- providing qualitative growth of human capital in  «Mathematical and computer modeling» field, through developing innovative and scientific educational environment, in accordance with market needs;
- develop environment that creates equal conditions and opportunities for the representatives of different cultures and create an atmosphere to  pursuit of knowledge;
- Establish partnerships with other research universities in order to improve the quality of education and to support scientific, technical and cultural links in this specialty.

 

Наверх

О кафедре

История


История кафедры начинается с 1934г. когда с связи с открытием горно - металлургического института была организована кафедра «Высшей математики и теоретической механики».


Первым заведующим кафедрой в 1934-1935гг. был Воловик В.И. В 1935 г. кафедру возглавил выпускник Томского политехнического института Ермек Алимхан. 1937-1941 и 1943-1952 годы кафедру возглавлял доцент Старков Н.С.


В 1941-43 гг. кафедрой заведовал известный ученый, д.ф.-м.н., профессор Ахиезер Н.И. Далее кафедру возглавляли в разные годы: в 1952-1962 гг. профессор Горшин С.И., в 1962-1972 гг. – доцент Хаймульдин О.М., в 1972-1979 гг. – доцент Калижанов У.К., в 1979-2000 гг. – профессор Хайруллин Е.М.


В 1995г. была открыта кафедра «Прикладная математика» и её возглавил д.ф.м.н., профессор Сакабеков А.С. В 1999г. кафедра обрела статус выпускающей кафедры и начала подготовку по специальности: «Междисциплинарная прикладная математика».


В июле 2000г. кафедры «Прикладная математика» и «Высшая математика» были объединены под названием «Математика» Естественно-гуманитарного института имени аль-Машани. Первым заведующим кафедрой «Математика» стал д.ф.-м.н., профессор Сакабеков А.С.


В 2002г. -2004 гг. кафедрой заведовал д.ф.-м.н., профессор Тунгатаров А.Б., а в 2004-2016 гг. профессор Сатыбалдиев О.С.


В настоящее время кафедру возглавляет к.ф.-м.н., доцент Кельтенова Р.Т.


На кафедре подготовлены и выпущены учебники и учебные пособия на казахском и на русском языках, таких авторов как: Сатыбалдиев О.С., Божанов Е.Т., Хайруллин Е.М., Касымов Е.А., Аубакир С.Б., Айдос Е.Ж., Хасеинов К.А., Жанбырбаева У.Б.


В научной работе кафедра поддерживает тесную связь с ИТПМ, ИКИ, АНРК, КазНУ имени аль-Фараби, МГУ имени М.В.Ломоносова, Математическим институтом имени В.А.Стеклова, Вычислительным центром СОРАН (г. Новосибирск), Институтом прикладной математики имени М.В.Келдыша (г. Москва). Институтом проблем механики РАН. Преподаватели кафедры активно выступают с докладами на научных конференциях и международных симпозиумах.


Преподаватели кафедры ежегодно участвуют в конкурсе «Лучший преподаватель года» и выигрывают государственные гранты МОН РК. Следующие преподаватели : Касымов Е.А. – 2006г., Хасеинов К.А. – 2005, 2006гг., Айдос Е.Ж. – 2006г., Отарбаев Ж.О. - 2006г., Сатыбалдиев О.С. – 2007г., Хайруллин Е.М.-2009г. выигрывали гранты неоднократно.


Кафедра «Математика» была ведущей организацией по защите кандидатских и докторских диссертации по специальности 01.01.02 – дифференциальные уравнения и математическая физика. Затем, выпустила бакалавров по специальности 510230 – «Прикладная математика и информатика», с присвоением квалификации «Системный программист, Математик-инженер», специалист в области математического моделирования и прогнозирования.


В 2007г. на кафедре открылась новая специальность 050705 «Компьютерное и математическое моделирование». Выпускники специальности получают академическую степень бакалавра техники и технологий.
В настоящее время на кафедре работают 42 преподавателя, из них: профессоров - 2; кандидатов наук, доцентов - 23; кандидатов наук, сениор-лекторов -2; сениор-лекторов без степени -4, лекторов без степени -4; ассистентов -7.

 

Цели и задачи
Целью специальности (5В070500, 6М070500 - «Математическое и компьютерное моделирование» Бакалавриат, Магистратура) является подготовка специалистов, обладающих знаниями и навыками по количественной оценки и разработки управленческих решений, с помощью математического и компьютерного моделирования, технологических процессов и формирования траектории устойчивого роста инновационной продуктивности различных сред. 


В соответствии с миссией образовательной программы сформулированы цели образовательной программы 5В070500 «Математическое и компьютерное моделирование» и модель специалиста:

  • управленческая - повышение эффективности управления кафедрой на основе четкого распределения функций и полномочий между членами кафедры;
  • учебная - повышение уровня качества образовательных услуг на основе внедрения современных образовательных технологий;
  • воспитательная - повышение уровня качества патриотического, интернационального, общеполитического, правового, эстетического воспитания, формирование здорового образа жизни на основе проведения воспитательной работы (эдвайзерских часов, воспитательных бесед, мероприятий и др.);
  • хозяйственная - развитие материально-технической базы.                                                             

 

Задачи кафедры: подготовка конкурентоспособных специалистов, соответствующих современным требованиям и запросам рынка труда и  хозяйствующих субъектов, обладающих знаниями и навыками по применению технологии, инновационных методов в моделировании и программировании.

 

Миссия и стратегия
Миссия образовательной программы 5В070500, 6М070500 «Математическое и компьютерное моделирование» (Бакалавриат, Магистратура):
Организация учебного процесса по циклу математических дисциплин в университете и формирование специалистов по «Математическому и компьютерному моделированию», обладающих знаниями и навыками, соответствующих запросам рынка труда и стратегическим задачам инновационного развития Республики Казахстан.  


Стратегия образовательной программы 5В070500, 6М070500 «Математическое и компьютерное моделирование» (Бакалавриат, Магистратура):

  • обеспечение качественного роста человеческого капитала региона в сфере Математического и компьютерного моделирования, посредством развития инновационной и научно-образовательной среды и подготовка, в соответствии с потребностями рынка, высококвалифицированных кадров, обладающих высокими личностно-профессиональными компетенциями;
  • использование высокопрофессионального опыта обучения студентов специальности «Математическое и компьютерное моделирование» в различной образовательной среде;
  • развитие среды, которая создает равные условия и возможности для представителей различных культур, и создание атмосферы стремления к знаниям, академической интеграции и интеллектуального развития;
  • направление своей деятельности по увеличению вклада в развитие общества, основанного на знаниях Математического и компьютерного моделирования, путем предоставления образовательных программ по системе непрерывного образования;
  • установление партнерства с другими научными университетами, организациями с целью улучшения качества образования, для поддержки научно-технических и культурных связей по данной специальности.
     
Наверх